Городнянское казачество

Свято-Николаевский казацкий полк
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход
Доброе время суток. Уважаемые в контакте появилась аналогичная группа,заходите присоединяйтесь. http://vkontakte.ru/club19358994
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Самые активные пользователи
Admin
 
Цыпрак
 
ГОРОДНЯНЕЦ
 
Alesh
 
Сколот
 
curious
 
kazak11
 
Козак
 
Lili
 
Пан Атаман Грыцян Тавриче
 

Поделиться | 
 

  Идеология казачества

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: Идеология казачества   Ср Авг 04, 2010 12:28 am

На самой нижней ступеньке служебной лестницы стоял рядо­вой казак, соответствующий ря­довому пехоты.

Далее следовал приказный, имевший одну лычку и соответ­ствующий ефрейтору в пехоте.

Следующая ступень служеб­ной лестницы - младший уряд­ник и старший урядник, соответ­ствующие младшему унтер-офи­церу, унтер-офицеру и старше­му унтер-офицеру и с количе­ством лычек, характерным для современного сержантского со­става.

Далее следовал чин вахмист­ра, который был не только в казачестве, а и в унтер-офи­церском составе кавалерии и конной артиллерии. В русской армии и жандармерии вахмистр являлся ближайшим помощни­ком командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подго­товке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вах­мистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.

По положению 1884 года, вве­денному Александром III, следу­ющим чином в казачьих войс­ках, но только для военного вре­мени, являлся подхорунжий, промежуточное звание между подпрапорщиком и прапорщи­ком в пехоте, вводившимся так­же в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только для офицеров запаса.

Следующая степень в обер-офицерских чинах — хорунжий, соответствующий подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии. По служебному по­ложению соответствовал млад­шему лейтенанту в современной армии, но носил погоны с голу­бым просветом на серебряном поле (прикладной цвет Войска Донского) с двумя звездочками. В старой армии, по сравнению с советской, количество звездочек было на одну больше.

Далее следовал сотник — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии. Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звездоч­ками, соответствуя по своему положению современному лей­тенанту. Более высокая ступень­ка — подъесаул. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра.

Подъесаул являлся помощни­ком или заместителем есаула и в его отсутствие командовал каза­чьей сотней. Погоны того же оформления, но с четырьмя звез­дочками. По служебному поло­жению соответствует современному старшему лейтенанту. И самое высокое звание обер-офицерского ранга — есаул. Об этом чине стоит поговорить особо, так как в чисто историческом плане люди, носившие его, занимали должности и в гражданском, и в военном ведомствах. В различ­ных казачьих войсках эта долж­ность включала в себя различ­ные служебные прерогативы.

Слово происходит от тюрк­ского «ясаул» — начальник. В ка­зачьих войсках впервые упоми­нается в 1576 году и было приме­нено в Украинском казачьем войске. Есаулы были генераль­ные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на Войско) — высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выпол­няли инспекторские функции, на войне командовали несколь­кими полками, а в отсутствие гетмана — всем Войском. Но это характерно только для украин­ских казаков.

Войсковые есаулы выбира­лись на Войсковом Круге (в Донском и большинстве других— по два на Войско, в Волжском и Оренбургском — по одному). Занимались административны­ми делами. С 1835 года назнача­лись в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.

Полковые есаулы (первона­чально два на полк) выполняли обязанности штабс-офицеров, являлись ближайшими помощ­никами командира полка. Сотен­ные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существова­ния казачества. Станичные же есаулы были характерны только для Донско­го Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атама­нов.

Походные есаулы (обычно два на Войско) выбирались при выступлении в поход. Выполня­ли функции помощников поход­ного атамана, в XVI-XVII веках при его отсутствии командовали войском, позднее являлись исполнителями приказаний поход­ного атамана.

Артиллерийский есаул (один на Войско) подчинялся началь­нику артиллерии и исполнял его поручения.

Генеральные, полковые, ста­ничные и другие есаулы посте­пенно были упразднены.

Сохранялся лишь войсковой есаул при войсковом наказном ата­мане Донского казачьего войска.

В 1798 — 1800 гг. чин есаула был приравнен к чину ротмист­ра в кавалерии. Есаул, как правило, командо­вал казачьей сотней. Соответствовал по служебному положе­нию современному капитану. Носил пого­ны с голубым просве­том на серебряном поле без звездочек.

Далее идут штаб-офицерские чины. По сути дела, после ре­формы Александра III в 1884 году, чин есау­ла вошел в этот ранг, в связи с чем из штаб-офицерских чинов было убрано звено майора, в результате чего военнослужащий из капитанов сразу становился под­полковником

В казачьей служебной лест­нице далее идет войсковой стар­шина. Название этого чина про­изошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видо­измененной форме распростра­нилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управле­ния казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравни­вался к майору, а с упразднени­ем этого звания в 1884 году — к подполковнику. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя боль­шими звездами.

Ну, а дальше идет полковник, погоны такие же, как и у войско­вого старшины, но без звездо­чек. Начиная с этого чина, слу­жебная лестница унифицирует­ся с общеармейской, так как су­губо казачьи названия чинов ис­чезают. Служебное положение казачьего генерала полностью соответствует генеральским зва­ниям Российской Армии.


Последний раз редактировалось: Admin (Вт Авг 24, 2010 11:00 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: КАЗАК И ОРУЖИЕ   Вт Авг 24, 2010 10:54 pm

Казак и оружие



Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить ору­жие.

Шашка без нужды не снима­ется со стены и не вынимается из ножен.

В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину.

Не обладающий полноп­равием шашку носить не смеет.

Шашка — символ всей полно­ты прав у казака.

С потерей силы старик меня­ет шашку на посох.

При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укла­дывается в гроб. Шашку и шап­ку казак теряет только с головой. По решению Круга казак мо­жет быть лишен права ношения оружия.

Шашку без нужды не выни­май, без чести не вкладывай. Тот не казак, у кого скверное оружие.

Оружие казака — «ясная зброя» — береглась как зеница ока.

На войне казак отличается изобретательностью и исключи­тельной маневренностью.

Главная военная хитрость ка­зака — беспримерная отвага и вера в победу.

КАЗАК И СЕМЬЯ

Семья — святыня брака. Ник­то не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего обще­ства. Глава семьи — отец, с него что слово атама­на для войска. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонима­ния. Недопонима­ние старших в том или ином вопросе не есть повод к оп­равданию дерзос­ти со стороны младших. В атамане ка­зак приветствует коллективную волю. Без одобре­ния стариков ни одно важное ре­шение атамана не может быть исполнено. Прислушивайся к слову бы­валых
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: Казачьи символы и знаки   Вт Авг 24, 2010 10:59 pm



Принадлежа­ли казачьей общине, пере­давались вме­сте с символа­ми атаманства. Храни­лись у оче­редного ата­мана или в атаманском правлении. У донских каза­ков в древнос­ти — красный или парчовый кафтан, чер­ная шапка на половину выше обыч­ной папахи. Печать на ру­кояти или на перстне вру­чалась атама­ну при выбо­рах и служила символом хо­зяйственной и дипломати­ческой функ­ций атамана. Ею скрепля­лись все доку­менты, при­надлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля — обычно укра­шенная, ста­ринная — тоже один из символов атаманства. Лич­но ему не при­надлежала, а была у него на хранении на вре­мя правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

Знамя — символ полкового, войскового объединений, святы­ня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допус­кая его оскорбления или осквер­нения. Первоначально у казаков было символом договора на вы­полнение каких-либо обяза­тельств с иностранными госуда­рями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполняв­ших роль музея.

Бунчук — знак ставки, символ атамана в походе, при­надлежал войс­ковому соеди­нению, в походе и в бою следо­вал за команду­ющим. В мир­ное время хра­нился в церкви, выносился толь­ко по праздни­кам как под­тверждение его значимости и присутствия атамана. В ар­мии часть функ­ции бунчука унаследовали пол­ковые и именные штандарты.

Булава, пернач — символ во­енной власти, которой наделяет­ся атаман (у запорожцев — гетман).

Насека — посох с металли­ческим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших на­секой. Символ гражданской вла­сти атаманов всех степеней.

Медаль — личный знак атамана, носи­лась на шее, поверх галсту­ка, и выпуска­лась на каф­тан между его бортами. На лицевой сто­роне бывали надписи: «Атаман ста­ницы...», впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атама­ну на память. В случае вторично­го избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил това­рищ атамана.

Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась при­вязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчез­ла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тет­радь. Главная тетрадь, т.н. ата­манское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыс­кать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повсед­невной жизни — знак власти полноправного строевого каза­ка. В некоторых станицах нагай­ку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или ста­рика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцело­вать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что по­корность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

Шапка шилась по специаль­ному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получе­ния казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готов­ность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в се­мье на видном месте. Передавалась от деда к вну­ку, когда старик терял силы и ме­нял шашку на по­сох. На Кругу голо­совали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следую­щим наказани­ем было исклю­чение из станицы и казаче­ства.

Погоны — неотъемлемая часть одежды казака стро­евого возраста. Обя­зательно носились казаком до выхода
«на льготу». Офи­церские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизнен­но.

Башлык — у большинства каза­ков тоже был наделен символи­ческим значением. В зависимо­сти от того, как повязывался башлык, можно было узнать воз­раст казака. Завязанный на гру­ди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещен­ный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по де­лам церковной общины, палом­ники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шап­ка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи при­крывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение при­надлежности к казачьему сосло­вию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных плате­жей, символом казачьей незави­симости и национальной обособленности.

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, един­ственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. После­дний в роду, где нет кроме него на­следников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символичес­кого, сакрального языческого древнего оберега, играли и ути­литарную роль. Командир при равнении налево и направо ви­дел, кого следует в бою поберечь. Мужчины - казаки, как прави­ло, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просва­тана. Кольцо с бирюзой — же­них служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на пра­вой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у каза­ков существовал всегда). Два зо­лотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив коль­цо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладан­ке).
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: Как нам собраться воедино   Вт Авг 24, 2010 11:02 pm


Все чаще сейчас заходит речь о необходимости решительного объединения многочисленных казачьих организаций. Явных противников этому не видно, однако и разногласия не утихают.

Ряд центральных газет также помещают различные материалы, отражающие напряженные поиски прочной идейной базы для такого объединения.

При этом удивляет то, что не замечают (или не хотят замечать) - такая база уже давно существует, более того, без нее просто невозможно представить казачества. Это конечно Православие - всеобъемлющая система взглядов, не являющихся плодом ограниченного человеческого разума и доказавших свою истинность за всю историю человечества, России и казачества в частности. Бесконечные разговоры об объединительной идее создают впечатление, что каждая из групп старается построить свой шалаш, когда рядом стоит великолепный просторный собор, места в котором хватит всем и из крепких стен которого, помолившись, можно смело выходить на любое доброе дело. Недаром одним из наименований казачества было ”православное рыцарство”. Благотворное и созидательная сила Православия ярко проявилась в ходе всей истории России, особенно в ее военной истории. Недаром же одним из излюбленных выражений легендарного полководца А.В. Суворова было: “безверное войско учить - что ржавое железо точить”. Да и с точки зрения морали так необходимой сейчас среди грязного моря, захлестывающего нас беспредела, именно Православие достигло высот нравственности, а Евангельский принцип “за други своя” стал основой самоотверженности в бою и в жизни вообще.

Многие болезненные раны на теле казачества, да и России в целом, исцелит этот чудодейственный пластырь, взять хотя бы вопрос о “красных” и ”белых” который, кстати, подается в печати большей частью односторонне. Ведь есть в чем покаяться и тем и другим и другим, но только перед Господом, да браться вместе за дела, которых столько скопилось!

Конечно, возрождать Веру - дело непростое и не такое быстрое, как хотелось бы, но курс на это надо брать уже сейчас - делать все для воспитания в Православии нашей молодежи, и самим по-настоящему воцерковиться. Невозможного нет у Бога - будем просить, и получим по вере нашей, будем подкреплять Веру всей нашей жизнью - и дело быстрее пойдет на лад. Без этого нам не поднять ни казачества, ни России!



Бирюлькин Борис (терский казак).
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Козак
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 33
Очки : 36
Дата регистрации : 2010-08-10
Возраст : 86
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Вт Авг 31, 2010 3:13 am

Труд проделан немалый. По нему можно оценивать и вклад в историю казачества и то, как сам автор относится к истории казачества. По моему мнению здесь и кроются истоки того, что называется патриотизм. Сам дух казачества живет в каждом слове. Спасибо!
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Цыпрак
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 87
Очки : 102
Дата регистрации : 2010-08-25
Возраст : 23
Откуда : Умань

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Пт Сен 03, 2010 1:18 pm

В Украине есть три способа устроиться в этой жизни: заняться бизнесом, пойти в политики или «возрождать украинское казачество». Последним…

…увлечены столь многие, что количество всевозможных гетманов, куренных атаманов и паланочных полковников просто не поддается исчислению…

Феномен украинского казачества – исторического, а не нынешнего «ряженого» - состоит в том, что до сих пор толком так и не известно однозначно, как оно возникло, что из себя представляло и почему в конце 18 века приказало долго жить.

С легкой руки Грушевского и Яворницкого украинское казачество было возведено в ранг святых «защитников народа и веры», павших жертвой российского царизма - и этот образ был канонизирован и национал-патриотами, и советской историографией. Заглядывать за оклад этой иконы не рекомендуется – можно схлопотать обвинение в нелюбви к Украине. Поэтому, собственно, возрождают как раз не реальное, а вот это мифическое казачество - столь же далекое от прототипа, как герои Дюма от настоящих французских мушкетеров.

Например, возьмем сам термин – «украинское казачество». Почему украинское? Появление казаков отмечают второй половиной XV века, когда термин «украйна» (Польская) применялся только к региону западнее Киева – в то время как казаки гарцевали за несколько сот километров от нее, в Причерноморских степях. Да и позднее казацкие земли носили названия Запорожье, Гетманщина, Слобожанщина, Дикое Поле, Малороссия и только в 1917 году были включены в состав республик, носящих название Украина (УССР и УНР).

Сами казаки того времени себя украинцами отнюдь не считали. Да и этнический состав их был довольно пестрый. Тут и выходцы из бывших древнерусских княжеств – называвших себя «русскими» (Гоголь, старательно готовившийся к написанию «Тараса Бульбы», ничуть в этом не преувеличил). И неизвестный этнос, который одни называли потомками уцелевших половцев, другие - потомками неких «бродников», потому что досконально изучить население степи 10 – 16 веков до сих пор никто не удосужился. Тут же и жители Крыма (не только татары), и поляки, и молдаване, и еще Бог весть кто. Не зря сами историки признают, что общего у казаков было только мужской пол, христианская вера да желание помахать саблей.

Вся эта шумная озорная братия и представить не могла, что через несколько сот веков их назовут «украинцами» – а то немало бы удивилась, пытаясь понять значение этого слова (тогда еще не существовавшего).

Впрочем, набожность казаков была довольно относительной. Если они защищали веру, то непонятно какую. Ведь вместе с католической польской армией, в период Смутного времени, казаки разудало прошлись по городам и селам Московского царства, населенным людьми православного вероисповедания. Вместе с мусульманами-татарами воевали против христианских воинств Потоцкого и Трубецкого. Ну и последователям Мухамедда, разумеется, не раз по чалме давали. Единственно, с кем не заключали военные союзы казаки – это униаты и иудеи.

Впрочем, большой беды в этом нет - в то время все люди, зарабатывающие на жизнь саблей, к религии относились или формально, или с воинственным фанатизмом. А легенда о «защитниках веры», вероятно, возникла после того, как Сагайдачный записал запорожских казаков в Киевское православное братство – с целью реализации своих политических планов.

Гетману Сагайдачному принадлежала и первая инициатива попытки превращения казацких отрядов в подобие регулярных частей – правда, неудачная. Дело в том, что казак и солдат – это две большие разницы. И как раз это стало главной причиной упразднения Запорожской Сечи и Малороссийских казацких полков.

Первые, т.н. «вольные казаки», отнюдь не стремились стать преградой на пути татарских отрядов – те спокойно совершали свои набеги в течение более двух столетий. Во всяком случае, Запорожская Сечь фактически никогда не выполняла функции охраны славянских земель, зато постоянно ходила в «походы» сама – чем, собственно, и жила.

А мимо нее спокойно проходили на грабеж русских городов и селений татарские отряды. Исторически только в период с 1600 по 1647 год зафиксировано 70 крупных набегов. Интересно, чем занимались в это время «славни лыцари»? Ведь с награбленным добром и пленными татарские отряды двигались назад в Крым очень медленно, причем почти всегда по одному и тому же пути.

При этом удивительнее всего, что будучи абсолютно бесполезной государству, более того – являясь постоянным источником заговоров и бунтов, Сечь продолжала существовать до 1775 года. Может быть, это была своеобразная отдушина, куда разрешалось уходить особо лихим, чтобы грабить не своих соотечественников, а татар и молдаван?

Однако в достопамятный 1775 год эта лафа кончилась. И запорожцев «попросили». Причем довольно мягко, переселив рядовую «голоту» на Кубань, а старшину наделив по полторы тысячи десятин земли на душу. Некоторые, дав кому нужно «на лапу», получили в несколько раз больше. Известно, что атаман Вершацкий умудрился получить около восьми тысяч десятин, атаман Кирпан около двенадцати тысяч, а есаул Пишмич около тринадцати тысяч десятин чернозема. «Опальный» же кошевой Кальнишевский отправился в ссылку на Соловки (заметим – за переговоры с турецким султаном, о чем на него донес его помощник) в сопровождении шести возов «личных вещей». Среди последних – икона в 13-килограммовом серебряном окладе и собственная казна. Неудивительно, что последний запорожский старшина прожил в изгнании до 112 лет!

Что касается «реестровых» казаков, то их численность (от нескольких сот в 16 веке до нескольких тысяч в начале 17) вряд ли позволяла обеспечить надежное прикрытие юго-восточных границ Речи Посполитой. Существует даже историческая версия, что реестровые полки были созданы для того, чтобы контролировать казаков «вольных». В настоящую армию, пусть и не регулярную, казаки превратились волею царя Алексея Михайловича, установившего реестр в 60 000 казаков – и густо посаженные полки наконец перекрыли татарам дорогу на Русь.

Как бы там ни было, но они были созданы и, в отличие от регулярной кавалерии или пехоты, обходились польской короне, а потом и Российской империи, недорого – казакам лишь доплачивали за службу звонкой монетой, а основной платой было пожалование земли и привилегий. Казаки были подобием стрельцов – иногда собирались на смотры или войну, а в оставшееся время занимались своим хозяйством. Но это имело отрицательную сторону – военная подготовка у них была не на высоте, а когда старшина начала использовать рядовых казаков в качестве батраков, то и вообще прекратилась.

К тому же казаки имели свою военную специфику. Конные довольно эффективно нападали на обозы, совершали рейды по тылам, выполняли роль разведки. Казацкая пехота славилась своими укрепленными таборами из возов, обсыпанными землей, из-за которых они встречали нападающих частым ружейным огнем. Для 16 века это было почти замечательно. В мелких конфликтах 17 века было неплохо. Однако потом наступила эпоха профессиональных армий и военной техники.

Уже поляки быстро научились уничтожать таборы восставших казаков, точнее, им подсказали немецкие военные специалисты – их просто расстреливали из пушек. Казаки, ни конные, ни пешие, не могли прорвать стройные ряды вымуштрованной регулярной пехоты – разве что только задавить численным превосходством. Сами же они держать линейный строй просто не могли - поскольку требовалась долгая военная и, прежде всего, психологическая подготовка, чтобы с невозмутимым лицом оставаться в строю перед целящимся в тебя противником или несущимися кирасирами.

Поэтому в Северной войне казацкие полки были использованы как вспомогательные – для рейдовых операций, прикрытия и действий против мятежного Мазепы. Незадолго до этого упразднив стрелецкое войско, Петр Великий скептически смотрел на малороссийских казаков, однако поступить так с ними не мог. Казаки бы возмутились – а не рубить же им головы, как стрельцам!

Зловещую роль в судьбе казаков сыграли… воры. Выделяемые для малороссийских казаков деньги расхищались неустановленными лицами. Старшина с Мазепой кивала в сторону Меньшикова и царских чиновников, те в свою очередь обвиняли во всем старшину. Но пока они ссорились, рядовые казаки без денег и фуража оголодали и… начали грабить российских крестьян.

За это Петр снял их с «фронта» и отправил на строительные работы в Петербург и на Ладожский канал. Национал-патриотические историки видят в этом чуть ли не прототип ГУЛАГа, умышленную попытку «изжить вольных казаков», однако, честно говоря, они лукавят. Использование солдат для строительных работ - распространенная практика со времен Египта. Римские легионеры были просто обязаны строить крепости. Что же касается смертности, то современник Петра, «король-солнце» Людовик XIV, угробил на постройке своего Версаля 20 000 французских солдат! Заметим, что Версаль строили не в болотах 60-й параллели.

Можно сказать, что к середине 18 века казацкие полки представляли собою уже некоторый архаизм, однако своей численностью эффективно «пугали» и крымского хана, и агонизирующую Польшу. Увы, «матушка» Екатерина решила разобраться с обоими, и после раздела Речи и покорения Крыма исчез и этот смысл их существования в их «казацком» виде. Однако это не значит, что казаков разогнали по хатам.

Из них сделали регулярные армейские части. Часть казацких полков стали пехотными, часть драгунскими, а другие в 1765 году превратили в пять гусарских: Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумский и Харьковский. Сменив жупаны и бараньи шапки на доломаны и кивера, оселедцы на кудрявые чубы, лихо подкрутив кверху усы, пройдя утомительное обучение, бывшие казаки разгромили турецкую армию, а их дети покрыли себя бессмертной славой в войне 1812 года.

Однако идея возрождения «гусарства» в Украине так и не возникла. То ли потому, что гусары были символом так ненавистной национал-патриотам Российской империи, то ли потому, что гусарской лихости у наших «щиро-свидомых» не наблюдается. Другое дело - копировать лубочных запорожцев, распевая под горилку и вареники казацкие песни!
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Вс Сен 05, 2010 2:47 am

Самое главное чтоб в душе был казаком Very Happy
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: "История Руссов": идеология казачества и его место в истории Украины и России   Вс Сен 05, 2010 10:23 pm

В течение последних лет в журнале "Общественные науки и современность" опубликован ряд интересных материалов по истории украинского и российского казачества [1-3]. Хотелось бы остановиться еще на одной теме - роли идеологии казачества в формировании национального самосознания украинцев, позднее - идеологии украинского сепаратизма, а в настоящее время - государственной идеологии Украины. Центральное место при изложении этой темы обычно занимает анализ любопытного источника спорного происхождения - "Истории Руссов". Недавно р Москве переиздана довольно старая книга, глубоко и, на наш взгляд, правильно трактующая этот вопрос, "Происхождение украинского сепаратизма" Н. Ульянова [4]. У этой монографии сложная судьба, она долго шла до российского читателя, но не утратила ни научной достоверности, ни политической злободневности. Она писалась больше 15 лет.

Первоначально изданная на деньги автора в Мадриде, она оставалась практически неизвестной: большая часть тиража была скуплена и уничтожена. Ее судьба странна и трагична, как судьба ее автора. Окончив в 1927 году историко-филологический факультет Петербургского университета, Ульянов работал преподавателем, писал статьи, издавал книги. Но с 1936-го по 1953 год у Николая Ивановича не было возможности заниматься научным трудом: Соловки, Норильск, немецкий плен, работа сварщиком в Мюнхене, а затем в Марокко. И лишь с весны 1953 года историк получил возможность читать лекции в Монреальском университете. Нам еще только предстоит в полном объеме познакомиться с его трудами.

Украинская национальная идеология развивалась в рамках европейской идеологической парадигмы, которую можно обозначить как парадигму традиционной мифологии. Первоначально украинская национальная идеология апеллировала к ценностям генеалогического, точнее, мифогенеалогического характера. Речь идет об истории казачества как определенной социокультурной группы, призванной обеспечить культурно-политическую идентичность украинской нации. Изначально украинская идеология не столько преследовала цель создания собственного государства, сколько добивалась признания за казачеством статуса и собственности на Украине.

Самое яркое и исключительное по значению произведение, сыгравшее, по мнению Ульянова, "роль Корана в истории сепаратистского движения" [4, с. 104] Украины,-"История Руссов". Это произведение, едва появившись, быстро распространилось в кругах украинской и российской интеллигенции. Первая публикация "Истории Руссов" была осуществлена в 1846 году в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских". Ульянов считает, что "История Руссов" была написана не позднее 1810-х годов (повествование оканчивается 1789 годом). Книга интересна уже самим фактом своего анонимного авторства. «Оно приписывалось и Г. Конисскому, и Г. Полетике, и В. Капнисту... Но кто бы ни был ее автор, живое и занимательное повествование "Истории Руссов" и то, что книга написана превосходным русским языком карам-зинской эпохи, в значительной степени обусловило ее успех. Разойдясь в большом количестве списков по всей России, она стала известна Пушкину, Гоголю, Рылееву, Максимовичу, а впоследствии - Шевченко, Костомарову, Кулишу и оказала влияние на их творчество» [4, с. 104, 105]. Но живость языка - достоинство скорее художественного произведения, а не исторического труда. В условиях XVIII века, когда история Украины еще не была написана, "...нужен был добрый десяток Миллеров и Шлецеров, чтобы отделить в казачьих летописях правду от выдумки и из порожденных эпохой гетманщины документов отобрать подлинные" [4, с. 107]. Несмотря на это не только простая публика, но и ученые XIX века пользовались "Историей Руссов" как источником и авторитетным сочинением. Однако уже в 1870 году харьковский профессор Г. Карпов решительно заявлял, что нельзя доверять ни одному приведенному в ней факту [4, с. 108].

В "Истории Руссов" содержатся все клишированные представления об истории Украины, которые закрепились в общественном сознании российской интеллигенции и которые активно использовали и используют украинские националисты.

История казачества есть история всего украинского народа. Именно в "Истории Руссов" происходит подмена понятий: украинский народ отождествляется с казачеством, хотя о происхождении казачества как отдельного субэтнического образования было известно уже довольно много. Автор "Истории Руссов" отвергал версию, что казачество как сословие учреждено польскими королями, и считал, что Малороссия - изначально страна казаков, а сами казаки - люди благородного дворянско-рыцарского сословия. В первой главе книги Ульянов рассматривает историю казачества и указывает на его генетическую связь со Степью, с тюрко-татарским миром.

История присоединения Украины к России есть история обмана Богдана Хмельницкого московским правительством. Ульянов показывает, что анонимный автор "Истории Руссов" описывал присоединение Украины к Москве, привлекая цитаты из поддельных документов. Отсюда - картина ропота казаков в дни Переяславской Рады, их обвинения гетману за его союз с Россией. Надо отметить, что до начала XVIII века на Украине имели хождение многочисленные гетманские воззвания, обращения, "прелестные письма", послужившие, по мнению Ульянова, исходным материалом для создания украинской идеологии. Именно они являются памятниками начального этапа ее формирования. Отметим, что эти публицистические документы, написанные гетманами или их "спичрайтерами", выражают интересы казацкого государства, а не всего украинского народа. Дело в том, поясняет Ульянов, что в ходе освободительной войны с Польшей казаки создали особую военизированную судебно-административно-территориальную структуру управления Украиной, так как иной власти, кроме казачьей, с 1648 года в крае не было. Другой "апокриф": автор "Истории Руссов", объясняя действия Хмельницкого в момент присяги русскому царю, ссылается на какой-то "ультиматум" Польши, Турции и Крыма, побудивший гетмана к переговорам с Россией. Эту версию до сих пор повторяют на Украине. По этому поводу Ульянов указывает на малоизвестные обстоятельства событий 1654 года:

ссылаясь на Н. Костомарова, он отмечает, что Хмельницкий давал присягу русскому царю, будучи подданным турецкого султана.

История гетманщины в "Истории Руссов" - самый выдающийся и героический период истории Украины. Показательно, что в указанном первоисточнике периоду Киевского государства отведено не более пяти-шести страниц, тогда как почти

300 страниц посвящено казачеству и казачьему периоду. Именно казаки - главные действующие лица "Истории Руссов", а гетманщина - самый яркий период в истории казачества. Она составляет все содержание истории Украины: «не Киев, а Запорожье, не Олег, Святослав, Владимир, а Кошка, Подкова, Наливайко определяют дух и колорит "Истории Руссов"» [4, с. 109, 110].

История закрепощения украинских земледельцев казацкой старшиной как одномоментное действие Указа Екатерины II от 1783 года. В "Истории Руссов" длительный процесс закрепощения украинских крестьян верхушкой украинских казаков подается как процесс перехода вольных хлебопашцев в крепостную опеку москалей. Тем самым фигура крепостника представлена как инпятничная и заведомо посторонняя этносоциальной эволюции Украины. Ульянов в своей работе указывает на казацкую страшину как на основную группу крепостников, как на группу, которая к моменту выхода указа Екатерины II уже держала крепостное хозяйство и нуждалась в его юридическом оформлении.

Даже самого факта этой "грандиозной фальсификации никто не был в состоянии осмыслить" [4. с. 108].

Ульянов называет всю "Историю Руссов" "апокрифом" украинского самостий-ничества, считая, что в ней: "Казачья идеология сделана национальной украинской идеологией. В противоположность европейским и американским сепаратизмам, развивавшимся чаще всего под знаком религиозных и расовых отличий либо социально-экономических противоречий, украинский не может основываться ни на одном из этих принципов. Казачество подсказало ему аргумент от истории, сочинив самостийничес-кую схему украинского прошлого, построенного сплошь на лжи, подделках, на проти воречиях с фактами и документами" [4, с. 139]. Отметим, что "История Руссов" многократно критиковалась авторитетными исследователями за ее недостоверность1, но попытку осмыслить ее мифологизирующее воздействие на национальное сознание украинской нации предпринял только Ульянов. Он выделил казачество как особую этнокультурную группу, сыгравшую роль своеобразного генератора украинской идеологии.

На сегодняшний день в отечественных исследованиях можно выделить две традиции в вопросе о происхождении казачества. Согласно одной из них, идущей от С. Соловьева, В. Ключевского, Д. Иловайского, а ныне отстаиваемой Л. Гордеевым, казаки - это потомки профессионализировавшейся этнической группы, оформившейся в субэтнос. Другая традиция - от В. Татищева, А. Ригельмана к М. Любавскому и М. Покровскому - отстаивает тезис об автохтонном степном происхождении казачества. Тезис о казачестве как потомках отдельной профессионализировавшейся субэтнической группы объясняет позицию Ульянова, считавшего, что казачество представляет собой тип "особый, гулящий, нетрудовой, ведущий разбойную жизнь" [4, с. 28]. Прослеживая генеалогию самоназвания "казак" от половецкого обозначения стражника, историк характеризует казачество не как сословие, а как особый образ жизни. Этот образ жизни, враждебный земледельческой культуре, по мнению автора, генеалогически восходит к русифицированным крещеным татарам. Выделяя в казачестве черты вольного "добытчика от соседствующих народов", Ульянов указывает на антагонизм, существовавший между казаками и крестьянами ("холопами"). Это подтверждается современным исследователем А. Станиславским: "Размежевание казачества с другими сословиями произошло не из-за внутреннего раскола или социального перерождения казачества, но было следствием становления казачества как особой социальной группы" [5]. Такая позиция позволяет рассмотреть идеологию казачества как идеологию особой социокультурной группы, вынужденной из-за своего маргинального положения камуфлировать свои интересы и пристрастия.

То, что положение казачества было именно положением социокультурных мар-гиналов, показывают новейшие исследования. Современные историки отмечают, что в XV1-XVII веках казачьи общины отличались от русских крестьянских общин не только "спецификой, накладываемой военным бытом, но и гораздо большей архаичностью" [6, с. 236], и даже проводят аналогию между социальным устройством вольных казачьих обществ XVI - середины XVII века и социальной структурой доклассовых обществ в период военной демократии [7-9]. Однако, отмечает исследователь этого вопроса Н. Никитин, "сколь бы архаичной ни выглядела социальная структура ранних казачьих общин, необходимо постоянно учитывать их довольно быструю (в исторических масштабах) эволюцию, проходившую в одном направлении - в сторону втя-гивания казачьих сообществ в систему развивавшихся в центре страны феодальных отношений" [6, с. 242]. Именно такой ход рассуждений мы находим и у Ульянова, работавшего намного раньше этих исследователей. Он считал, что включение в "реестр" способствовало не только росту самосознания казачества, но и формированию особой "самостийнической" казачьей идеологии. Книга "Происхождение украинского сепаратизма" позволяет не только рассмотреть особенности генезиса украинского сепаратизма, но и понять, что суть казачьей идеологии заключалась не в отстаивании независимости Украины, а в обретении прав на собственность и уравнивании в правах с феодальной знатью, будь то польская шляхта или великорусское дворянство.

Очевидно, что такого рода "национальная" идеология малоубедительна и своекорыстна. Однако, как ни странно, эта идеология не встретила никакого сопротивления в российском обществе и не подверглась критике русской интеллигенцией. Ульянов объясняет этот парадокс. Суть его позиции в том, что украинская национальная идеология, возникнув в рамках европейской парадигмы национальной мифологии, легитимировалась в рамках другой парадигмы - идеологии социальных реформ. Ульянов вполне доказательно демонстрирует, как происходила подмена понятий: сначала запорожское казачество отождествляется со всем украинским народом, а затем борьба украинского казачества за свои сословные привилегии рассматривается как борьба свободолюбивого украинского народа с крепостническим русским государством. Именно так голос украинского сепаратиста начинает звучать в унисон с голосом русского демократа в вопросе государственного устройства России.

Заметим, что весь XVIII век происходила активная интеграция украинцев в Российскую Империю [10-13], шло затухание сепаратистских настроений. Ульянов приводит слова идеолога украинского национализма М. Грушевского о том, что "забвение недавнего автономистского прошлого было так велико, что созидание национальной жизни пришлось начинать заново на пустом месте" [4, с. 141]. И здесь происходит, как выразился автор, "прививка ветки, отрезанной от павшего дерева, к растению, имевшему корни, в почке XIX века" [4, с. 146]. Речь идет о революционно-демократическом движении и революционных настроениях в русском обществе XIX века как о питательной среде украинского национализма. Произошло совпадение звучаний: антигосударственные настроения российских революционных демократов совпали с украинскими националистическими настроениями. Именно симпатии к украинскому антиэтатистскому движению - причина украинофильства российского общества2. Автор приводит много примеров украинофильства российской революционно настроенной интеллигенции: от проказачьих "дум" К. Рылеева и "казакомании" декабристов до публицистических высказываний А. Герцена, Н. Чернышевского и др. Воспитанные на идеализации западноевропейской демократии, они хотели и в казачестве видеть черты этой демократии. В качестве примера Ульянов указывает на статью Костомарова "О казачестве", в которой казачье происхождение объясняется "посредством идей чисто демократических" [4, с. 18].

Такое объяснение происхождения и социального строя казачества поднимало казачью идеологию на национальный уровень. Заметим, что в эпоху перестройки ситуация своеобразного украинофильства повторилась: долгое время российские демократы "заигрывали" с украинскими самостийниками, в который раз очарованные антиэтатистскими настроениями последних. По этому поводу уместно привести высказывание Ульянова о "вопиющем невежестве российской интеллигенции в украинском вопросе" [4, с. 272].

Мы видим, как историческое исследование, выполненное даже в рамках традиционного подхода, дает очень хорошие результаты для понимания нс только прошлого, но и настоящего. На повестке дня - задача применения инструментария, который наработан в рамках культурантропологии и социологии при анализе предыстории идеологических феноменов современной жизни.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
ГОРОДНЯНЕЦ
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 83
Очки : 109
Дата регистрации : 2011-02-05
Возраст : 43
Откуда : Городня

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Сб Фев 05, 2011 7:33 pm

Люди вы не мало информации собрали. study
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Сколот
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 42
Очки : 43
Дата регистрации : 2010-12-13
Возраст : 49
Откуда : Киевская Русь

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Пт Фев 11, 2011 7:23 pm

Историки часто заангажированы политиками своих времён. Мне кажется, что казаки изначально - свободные профессиональные воины-наёмники, "дикие гуси", как их бы назвали сейчас. И это задолго до появления на Руси христианства. Идеология казачества часто менялась. Но мне кажется, что на современном этапе это всё-таки православное воинство, исповедующее, проповедующее, и отстаивающее интересы православной христианской веры и церкви.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://andskp.ucoz.ua/
Цыпрак
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 87
Очки : 102
Дата регистрации : 2010-08-25
Возраст : 23
Откуда : Умань

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Сб Фев 12, 2011 2:04 am

Козаки всегда почитали Веру, однако от нее не зависили и нередко выступали против церкви, когда вопрос затрагивался о свободе...
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
ГОРОДНЯНЕЦ
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 83
Очки : 109
Дата регистрации : 2011-02-05
Возраст : 43
Откуда : Городня

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Сб Фев 12, 2011 9:30 pm

Казакам было по барабану кому служить что богу что чёрту, правильно сказал Сколот были они дикими гусьми. И был у них один бог во все времена СВОБОДА.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Alesh
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Дата регистрации : 2011-05-05
Откуда : мои предки происходят из с. Будище

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Пн Сен 19, 2011 12:35 am

Admin пишет:
"Происхождение украинского сепаратизма" Н. Ульянова

С интересом читаю эту книгу…

Цыпрак пишет:
Например, возьмем сам термин – «украинское казачество». Почему украинское? Появление казаков отмечают второй половиной XV века, когда термин «украйна» (Польская) применялся только к региону западнее Киева – в то время как казаки гарцевали за несколько сот километров от нее, в Причерноморских степях. Да и позднее казацкие земли носили названия Запорожье, Гетманщина, Слобожанщина, Дикое Поле, Малороссия и только в 1917 году были включены в состав республик, носящих название Украина (УССР и УНР).

«имя страны "Украина" пошло от казачества. На старинных картах, территории с надписью "Украина" появляются впервые в XVII веке, и если не считать карты Боплана, надпись эта всегда относится к области поселения запорожских казаков. На карте Корнетти 1657 г., между "Bassa Volinia" и "Podolia" значится по течению Днепра "Ukraine passa de Cosacchi". На голландской карте конца XVII века то же самое место обозначено: "Ukraine of t. Land der Cosacken".
Отсюда оно стало распространяться на всю Малороссию. Отсюда же распространились и настроения положившие начало современному самостийничеству.»
(Н. Ульянов)


Безусловно, Польша играла большую роль в создании идеи украинского сепаратизма и видимо оттуда привилось называние «Украина» но взято оно все же от жителей этой самой Украины.

Сколот пишет:
Историки часто заангажированы политиками своих времён. Мне кажется, что казаки изначально - свободные профессиональные воины-наёмники, "дикие гуси", как их бы назвали сейчас.

Мне кажется, что считать казаков свободными профессиональными воинами-наёмниками будет весьма упрощённо, что противоречит известным историческим фактам. Насколько мне известно, войны наёмники не образовывали народные движения, не формировали собственные войска, не создавали свои государства.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Сколот
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 42
Очки : 43
Дата регистрации : 2010-12-13
Возраст : 49
Откуда : Киевская Русь

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Пн Сен 19, 2011 2:10 pm

Alesh пишет:
не образовывали народные движения, не формировали собственные войска, не создавали свои государства.
Вот в том-то и уникальность казачества, что это была такая попытка. Целый народ воинов! А упадок пришёл, возможно, потому, что эту армию надо кормить, содержать - никто не захотел - и сильно накладно, и весьма опасно. А откуда пошло казачество, когда началось - я думаю, что более-менее организованно - от Святослава.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://andskp.ucoz.ua/
Alesh
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Дата регистрации : 2011-05-05
Откуда : мои предки происходят из с. Будище

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Вт Сен 20, 2011 11:44 am

Сколот пишет:
А откуда пошло казачество, когда началось - я думаю, что более-менее организованно - от Святослава.

Если не сложно, поясните, почему от Святослава?

А что на день насущный, как вы видите современную идеологию казачества для Украины?
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Alesh
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Дата регистрации : 2011-05-05
Откуда : мои предки происходят из с. Будище

СообщениеТема: Re: Идеология казачества   Вс Окт 23, 2011 12:40 am

Есть ли на сегодняшний день идеологическая формулировка современного украинского казачества?
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Идеология казачества   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Идеология казачества
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Городнянское казачество :: Ваша первая категория :: Ваш первый форум-
Перейти: