Городнянское казачество

Свято-Николаевский казацкий полк
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход
Доброе время суток. Уважаемые в контакте появилась аналогичная группа,заходите присоединяйтесь. http://vkontakte.ru/club19358994
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Самые активные пользователи
Admin
 
Цыпрак
 
ГОРОДНЯНЕЦ
 
Alesh
 
Сколот
 
curious
 
kazak11
 
Козак
 
Lili
 
Пан Атаман Грыцян Тавриче
 

Поделиться | 
 

 Казаки, трубка, табак

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Отаман
Отаман
avatar

Сообщения : 157
Очки : 243
Дата регистрации : 2010-08-03
Возраст : 34
Откуда : Украина

СообщениеТема: Казаки, трубка, табак    Вт Янв 03, 2012 4:27 am


В народном воображении трубка тесно связана с образом казака. Курить табак первыми в Украине начали именно казаки. Видимо, поэтому в народных песнях и пословицах, на картинах, где был изображен казак Мамай, трубка и казак неразделимы. По описаниям современников, они были среднего роста, плечисты, статны, крепки, сильны, полны на лице и смуглы от летней жары, вечно с трубкой в зубах.

Запорожские казаки любили поболтать, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые носогрейки, или трубки-буруньки. Трубка для казака - первое дело, родная сестра, дорогая подруга.

У запорожцев кроме того, что каждый казак имел свою трубку, была еще "обчиська" трубка - очень большая, усыпанная ожерельями, ценными камнями, разными бляшками, иногда с надписями. Из такой трубки покуривало целое общество, когда обдумывало какое-либо мероприятие или задумывало против кого-то поход. Если совет единодушно постановлял отправляться Войску Запорожскому в поход, то вся сечевая жизнь сразу отменялась, тогда уже в Сечи никто не мог увидеть, чтобы запорожцы развлекались, пьянствовали. Если бы кошевой атаман встретил такого гультяя, то хорошенько "высвятил" бы его чубуком своей трубки.

Но трубки не исключали из обихода нюхательных рожков. Нюхарями были преимущественно старые деды, которые, избегая весьма большой траты времени с трубкой, отдавали предпочтение рожку с табаком. А некоторые употребляли и то, и другое.

В Могилев-Подольском, что в Винницкой области, краеведческом музее собрана 21 тысяча музейных экспонатов, среди которых есть коллекция из 36 трубок. Имеются такие экспонаты и в Винницком областном краеведческом музее. Именно они и иллюстрируют нашу страничку. Но для классификации трубок все же вернемся к коллекции из Могилева-Подольского.
Они существовали, как минимум, двух видов:
· трубки местного производства из глины изготовленные городскими мастерами, о чем свидетельствуют нанесенные клейма;
· трубки привозные фарфоровые.
·
Все трубки, за исключением одной, изготовлены при помощи формы, которая состояла из двух половинок. При этом негатив орнамента наносился на внутреннюю поверхность обоих половинок формы.

Сама трубка состояла из двух частей: чашечки для табака и основы чубука, куда вставлялся сам чубук - длинная деревянная или камышовая палочка.

В Украине существовало много разновидностей трубок. Среди наиболее распространенных исследователи выделяют коротенькие люлечки, так называемые „носогрейки", или „люльки-сосульки " (от турецкого „бурун" - нос). Кроме этих были еще кованные медью „княжие" величиной с большой кулак „люльки-мугурки" и плосковатые „сорочинки".

В подавляющем большинстве трубок внутренняя поверхность чашечки задымлена, что свидетельствует об их продолжительном использовании. На особое внимание заслуживает чернолощенная трубка, изготовленная с применением формы. Невысокая чашечка в форме кувшина и конусообразная основа чубука украшена геометрическим орнаментом в виде концентрических линий. Этот орнамент прочерчен по сырой глине.


Особенностью чернолощенной техники является то, что она не допускает цветного рисования. Все украшения на рисунках могут быть лишь тональными или рельефными. От других трубок эти отличаются не только технологией выжигания и цветом, но и тем, что имеют довольно длинные, косо согнутые основы чубуков конусообразной формы, расширенные на конце.


В музейной коллекции можно встретить три-четыре абсолютно одинаковых экземпляра трубок, сделанных при помощи одного штампа. Так, например, есть 3 трубки, изготовленные с одной формы. В них конусообразная чашечка для табака посредине перехвачена кольцом. Основа чубука конусообразной формы, клином врезается в низ чашечки. На основе чубука, сбоку каждой трубки стоит клеймо, на окончании - зубчики. Одна из этих трубок украшена геометрическим орнаментом: вертикальные линии, рельефные треугольники с точкой в центре образовывают концентрические ряды.

В музейной коллекции 5 трубок имеют много общих признаков. Интересными являются клейма и надписи на трубках. Так на одной из трубок есть надпись „SATA - NOV", что, бесспорно, свидетельствует о том, что она попала к нам из Хмельнитчины, из гончарен села Сатанов. Интересно здесь есть одна деталь, которая отсутствует на других трубках. На нижней части основы есть пуговица выпуклой формы: трубку привязывали под пуговицу к карману так, чтобы она могла свободно болтаться на поясе и не потеряться. Эта трубка принадлежала не иначе, как зажиточному казаку.

Размеры трубок колеблются в границах от 2,7х4 см. до 4,3х6,4 см. Граненная основа чубука в одних трубках приподнята немного выше середины чашечки, в других - к высоте чашечки. В вертикальных рядах размещались от трех до пяти цветочных мотивов. Трубки были изготовлены из разной глины и потому имеют разный цвет.

Всего в музейной коллекции сохраняется 19 клейменных трубок.
Трубки изготовлены городскими мастерами, имеют на окончании внутреннего канала характерное выступление - „дзьобик" треугольной формы.

Семь трубок изготовлено из тугоплавких белых глин. Некоторые покрыты поливой, в частности: зеленой, желтой и коричневой.
При изготовлении трубок гончары использовали традиционные формы народной посуды и присущий ей декор. В гончарном ремесле производство трубок не было выделено в отдельную область, а гончары, как заведено с давних пор, лепили и выжигали все: посуду, игрушки, трубки. Глиняные трубки были широко распространены в XVI-XVII ст., а уже в конце ХІХ ст. почти повсеместно вышли из употребления. Непременным атрибутом запорожского казака, помимо "шаблюки" (сабли) и "ратыща" (пики), была также "люлька" (трубка). Народные "парсуны" (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне ль в походе, или сидя с кобзой - а люлька всегда в зубах. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:

"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…"

Особенную любовь к трубке и табачному зелью сечевиков отмечают все современники и историки Запорожского Коша. Вот, например, как это описывает Яворницкий:

"В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые "носогрийки" или люльки-буруньки, и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое дело: запорожец принесет на Великдень пасху из церкви, поставит ее на стол, а сам скорей за трубку: "А, ну-ка, синки, берiться за люльки, нехай паска постоє, а поросяти кат не візьме", - шутливо говорят о запорожских козаках их потомки. Люлька для запорожца - родная сестра, дорогая подруга его: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так верст шесть, а то и больше все смалит и смалит и изо рта ее не выпускает…" (см. Яворницкий Д.И. История запорожских козаков, К.-1990, т.1, с.237).

Короткая казачья люлька-"бурулька" или, правильней, "бурунька" (от татарского слова burun - нос), что, фактически, то же самое, что и "носогрейка" - вещь непростая. Много их сохранилось по музеям и частным коллекциям запорожских древностей, что позволяет восстановить их исторический облик. Любой заядлый курильщик скажет, что букет табака значительно меняется в зависимости от того, из какой породы вырезана трубка. Украинские поселяне издавна вырезали себе люльки только из особых пород деревьев - прежде всего из вишни, а также из груши, липы и вереса. По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для всех славян. Практически не резали трубки из хвойных пород - сосны и ели, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Однако люлька запорожская, как видно из сохранившихся экземпляров, в старину была вовсе не цельнодеревянной - а представляла собой довольно сложную конструкцию, значительно отличающуюся от современных сувенирных образцов.

"Чашка" трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне, однако сохранилось много образцов "чашек", выточенных из вулканического туфа или других, преимущественно мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" нередко наносились сакральные узоры - т.н. "карбы", имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах. И уже только в саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался также нередко деревянным, из клена. Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри "очерет" (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили - и когда в чубуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

А вот что пишут исследователи про курительные трубки из другого региона Украины:

"Трубки как объект народного искусства сохраняются еще до сих пор на Гуцульщине, там они изготавливаются из мосяжной и мельхиоровой бляхи, изредка встречаются и отлитые люльки. Интересным образцом является трубка-"путиловка", которая изготавливается в селе Путили Черновецкого уезда. Место соединения крышки с трубкой иногда украшено плоским гребнем или венчиком. Венчики обычно заканчиваются головкой птицы или коника. Крышки трубки также бывают с украшением, сделанным из узенького пояска бляхи "кучерями", изготовленными очень мастерски…" (см. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк (укр.). - К. - 2005г., с. 489).

Помимо самой люльки, сечевики с особыми чувствами относились и к другим трубочным атрибутам - т.н. "причиндальям". К ним, прежде всего, относились кисеты-"капшуки" для хранения табака, нередко искусно вышитые матерями или нареченными казаков, а также стальные "кресала" для добывания огня, часто выкованные в форме стилизованных животных - волков, коней, птиц и змей. А некоторым "причиндальям" запорожцы, только с им присущим чувством юмора, дали весьма колоритные названия - "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее); они изготавливались из металла, а в старину из кости или рога, и также богато украшались орнаментом. Люльку и сопутствующие ей "причиндальи" запорожец носил чаще всего или в своем широченном поясе, используя его вместо карманов, или в накладном мешке-"гамане", крепившемся также к поясу, или прятал за отворот своей знаменитой смушковой шапки-"бирки".

Помимо трубки как предмета личного обихода запорожцы знали и трубки как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:

"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами,, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…" (см. Яворницкий, там же).

Упомянутые историком большие размеры "обчеськой" люльки относятся прежде всего не столько к чашке трубки, сколько к длине самого чубука - такие трубки с длинными чубуками были еще в ходу у черноморцев, где и были запечатлены уже в 19в. на фотографиях и рисунках исследователей кубанской казачьей старины.

Курение трубки на Украине в среде казачества стало считаться чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - "белым", или, как говорят ныне, холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. Однако наряду с курением трубки использовали и нюханье табака:

"Люльки, однако, не исключали и употребление нюхательных рожков: нюхари были преимущественно старые деды, которые, избегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: "Поки її наложеш, поки її запалиш, поки її накриєш та поки її насмокчешся, єретичої душі, а то смикдьорг! Утер носа та й готов!.." А некоторые употребляли и то, и другое: "Люлька душу услаждає, а ріжок мозок прочищає"…" (см. Яворницкий, там же).

"Курии" и "нюхари" порой нередко добродушно насмехались друг над другом. Главным поводом для насмешек над "нюхарями" была неопрятность последних - на одежде часто бывали видны остатки нюхательного табака. Однако "нюхари", например, Старобельского уезда весело отвечали, что кто нюхает и не утирается - тот и не грешит вовсе: с него смеются люди и осуждают его, а тем самым берут его грех на себя. А в Белгородском уезде рассказывали легенду, что на нюханье табака благословила сама Пресвятая Богородица, с помощью нюхательного табака избавившаяся от головной боли.

Наиболее полное собрание легенд и преданий о происхождении табака и курения мы находим у известного украинского этнографа конца 19в. Георгия Булашева. Согласно этим народным преданиям, украинский народ видел в курении происки бесовщины, как, например, рассказывали селяне Черниговского уезда:

"…когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели" (см. Мифы Украины. По книге Георгия Булашева "Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях" (укр). - К. - 2003г., с.286).

В других легендах также рассказывается о "нечистом" происхождении табака - например, в Александровском уезде считали, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в других же местах считали, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.

А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе - дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак (см. Мифы Украины, с.286-291).

Табак на Украине издавна назывался словом "тютюн", заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun - табак). От турков же, видимо, казаки позаимствовали и сам обычай курить трубки, поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более, что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки.

Однако самым интересным моментом в курении табака является процесс его ароматизации - чтобы отбить неприятный табачный запах, который, по меткому выражению украинских селян "…горло дерет". Для этого существует два основных способа - ферментация табака, употребляющаяся ныне повсеместно как основной способ, и добавление в табак смесей из ароматизированных трав, как, например, в кальяне. Незаслуженно забытый исследователь запорожской казачьей старины Анатолий Пастернак, большой знаток украинской народной медицины, в своих работах пришел к интересным выводам. Оказывается, что в процессе ферментации собранных табачных листьев тот самый махорочный, резкий привкус табака уничтожается, что приводит к улучшению вкусовых качеств табака и табачных смесей. Однако в результате этого процесса также разрушаются и полезные для здоровья вещества - а вот концентрация никотина увеличивется в десятки раз:

"Сеяли табак, который произрастал в наших климатических условиях, а это, преимущественно, махорочные сорта. Применяли технологию приготовления самую простейшую - высушивали листья… А это - яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла, которых в листьях махорки целых полтора процента. Среди них - кемпферол, кверцетин. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма! Например, кемпферол и кверцетин укрепляют сердечные мышцы…" (см. Пастернак А. А тютюн та люлька…/ж. "Наука и общество" (укр.), 1991г., №11, с.76 ).

Из самых известных на Украине махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

- материнку ( или душицу лекарственную) - в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
- любисток - его "молодица" (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы "…привязать к себе казака", а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
- мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
- тирлич (или горечавку желтую) - как говорили старики: "…чтоб руки-ноги не выкручивало", т.е. от ревматических болей в суставах;
- падуб - предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. - К. - 1974г., с.101, 12.

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:



- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71). Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима" (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980г., т.2, с.153).

Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны (см. Пастернак, с.77-7). В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" 16-18вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "…чтобы сабля не брала" (см. Пастернак, с.77). Учитывая многие архаические элементы, сохранившиеся в запорожской среде, и дошедшие чуть ли не до наших дней со времен индоевропейских воинских союзов (например, культ волка-оборотня), можно предположить, что курение (или, точнее, воскуривание) различных трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, входило и в ритуальную практику сечевиков, как до этого подобное имело место у скандинавских "берсерков", а также в ритуальной практике других народов. Более того, подобная практика подготовки к битве могла иметь место у запорожцев еще и в силу постоянного взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении столетий использовавшего психотропные вещества (например, опиум и гашиш) в качестве допинга для своих воинов, например, подобные упоминания существуют про османских янычар. Однако что это было за тайное зелье казаков - история умалчивает. Уж не здесь ли коренится одна из разгадок тайн запорожских "характерников", которых, согласно легендам, "…ни пуля, ни сабля не брала"?

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злого тютюна" (четверть полыни на три четверти табака), и "мишанок", т.е. смесей в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника. А вот грешно курить или нет - на то есть следующая украинская легенда: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…" На какое зелье легендарный гетман променял жену?
Лихой и беззаботный запорожский казак, затягивающийся ароматным дымом, -один из самых популярных образов в украинском фольклоре: "Шабля, люлька - вся родина, сивий коник - то мій брат". Вошло в поговорку, что у вольного казака сабля была сестрой, а трубка - женой. По казацкому обычаю эти ценности считались общими и для запорожской бедноты, и для старшины, и даже для самого гетмана.
...А позаду Сагайдачний,
що проміняв жінку
на тютюн та люльку
необачний.
Слова известной песни об опрометчивом поступке гетмана до сих пор вызывают споры среди исследователей украинского казачества. Многие считают ее откровенно оскорбляющей достоинство великого государственного деятеля.
Между тем настоящий американский табак, вероятно, появился на Сечи именно во времена Петра Конашевича-Сагайдачного.
Богун в Америке
В 1607 году группа поселенцев из Европы, возглавляемая капитаном Джоном Смитом, отплывала в Новый Свет. На корабле под командой англичанина с таким распространенным именем был и украинец, чья фамилия не менее известна - Лаврин Богун.
Возможно, он даже приходился каким-нибудь родственником знаменитому Ивану Богуну, который воевал вместе с Богданом Хмельницким против поляков и был полковником винницким, а затем паволоцким.
Капитан Смит слыл первостатейным авантюристом. Наемником воевал за католическую лигу, финансировавшуюся Испанией и Папой Римским, против Османской империи. Попал в плен и был продан на галеры. Так и махал бы он веслом под свист турецкой нагайки до конца своих дней, если б однажды ночью галеру не атаковали запорожцы. Вместе с ними бывший невольник подался на Сечь, о чем пишет в своих мемуарах, а затем решил попытать счастья за океаном. Как раз в это время английская торговая компания Вирджиния основывала поселения в Северной Америке.
Смит взял с собой нескольких запорожцев, среди которых был лекарь и цирюльник Богун. Колонисты основали город и приступили к выполнению основной задачи Вирджинии - поиску золота и ценных каменьев. Увы, запорожские сотрудники английской компании в девственной американской глуши ничего ценного не нашли.
Но хозяйственные украинцы не голодали и не унывали. Местные сельскохозяйственные культуры. неведомые в Европе, - картошка, помидоры и кукуруза - пришлись им по вкусу. А проблемы с индейцами исчезли после первой же трубки мира: благородные воины с разных концов света всегда найдут общий язык за совместным ритуалом.
Ароматное курево, которым угостили запорожских казаков индейцы, вообще-то предназначал ось лишь для торжественных случаев. Аборигены выращивали его в небольших количествах и только для личного употребления. Но деловитые украинцы увидели в диковинном местном растении настоящую золотую жилу.
А тут и случай подвернулся. На индюшиной охоте капитан Смит был случайно ранен. Богун, который пользовался в Вирджинской колонии непререкаемым авторитетом среди белых поселенцев как врач, а у индейцев почитался за шамана, категорически отказался лечить капитана: дескать в этом примитивном мире такую сложную рану прооперировать невозможно. И если капитан не хочет ампутации, то придется плыть в Англию.
В 1609 году вместе со Смитом Богун отправил в Старый Свет и несколько папуш табака. Тогда, в начале XVII века, старушка Европа как раз начала увлекаться новым ароматным курительным зельем. Не обошла табачная мода и Украину. Правда, как указывает историк Иван Крипьякевич, украинцы в то время все же предпочитали нюхательный: "Хотя табак на Подолье и Украине часто возделывают, но не очень еще распространился обычай курить его из люлек, за исключением ремесленников и жолнеров, которые к тому пристрастились в других краях. - приводит он слова современника. - Зато очень распространилась здесь табака к жеванию.; а те, что наиболее неопрятно ведут себя с табакою, жрут ее, то есть жуют: видел я там нескольких таких. Но в XVIII веке уже все с охотой курили".
Вполне вероятно, что в Украину первое американское курево попало именно из той партии, которую вез Смит. Тем более что английский капитан за два года пребывания на Сечи не раз встречайся с Сагайдачным. Кто знает, возможно, гетман курил тот табак из индейской трубки, переданной из Вирджинии. А на такую ценную и редкостную вещь гетман как настоящий запорожец мог променять даже... Исторические документы об этом умалчивают, сохранились лишь ироничные слова песни. Но доподлинно известно, что Лаврин Богун несколько раз упоминается в документах колониального штата Вирджиния. В частности, он имел там врачебную практику и получил надел земли, на котором выращивал табак.
Казацкий тютюн
Запорожцы "смалили люльки" задолго до появления при европейских королевских дворах обычая "вкушать никотиану".
Восточные народы наслаждались воскурением всякого зелья еще в античности. Отец истории Геродот описывает скифский обычай дышать у костра дурманной травой. Быть может, в Украине обычай вдыхать дым сохранился еще с тех времен.
А курение собственно люльки и тютюна пришло из Турции. Оттуда же родом и вся казацкая табачная терминология. Люлька - производная от турецкого lule, lula. "Курение" по-турецки - "тютюн ич-мек", что означает "пить дым". Из турецкого же заимствованы "чубук" и "капшук" (кисет).
Не случайно именно врач Богун стал популяризатором табака в Украине. Казаки употребляли тютюн как лекарство. Считалось, что курение успокаивает нервную систему, снижает кровяное давление, а также улучшает сон и аппетит.
Казацкий тютюн и состоял из лекарственных растений. Это была смесь полыни, тысячелистника, чабреца, валерианы, мяты и многих других компонентов, которые каждый добавлял по своему желанию.
Очевидно, что запорожцы пробовали разные композиции. Вероятно, были и такие, кто отдавал предпочтение конопле или трофейному опиуму. Однако, следуя восточным традициям курения, основной упор они делали на разнообразные смеси. Так, в Османской империи чистые наркотики были уделом беднейших - тех, для кого забытье являлось чуть ли не единственным способом покинуть мрачную реальность повседневной жизни. В то же время в изысканных курительных составах для султана и его дивана наркотические компоненты практически отсутствовали. А запорожцы считали себя сословием, не уступающим родовитому Владыке Блистательной Порты, брату Солнца и Луны.
Добыть немыслимо дорогой султанский тютюн наверняка мечтал любой казак. А в свободное время покуривал местную смесь украинских лекарственных травок, успокаивая нервную систему и настраиваясь на очередной поход на Царьград.
Душа казака
На Сечи люльку считали душой казака. Поэтому берегли ее и считали своеобразным талисманом. Бытовало поверье, что если она ломалась хозяин мог заболеть или даже умереть. Недаром гоголевский Тарас Бульба не хотел оставлять свою люльку на поле боя. Впрочем, и в плен он попал как раз из-за того, что потерял ее.
"Запорізьке товариство" тянуло табак из миниатюрных трубок-носогреек. Маленькой люлькой было удобно пользоваться и в морском походе, и в седле. Автор трехтомной Истории запорожских казаков Дмытро Яворницкий пишет, что такая трубка удобно размещалась за отворотом шапки. Так что свою "душу" казак терял с головой и в прямом, и в переносном смысле.
Была у запорожцев и "коллективная душа" - "обчеська люлька", или куренная. Обычай ее выкуривания очень напоминал аналогичный индейский ритуат с трубкой мира. На куренной раде в торжественной обстановке атаман выносил украшенную изысканными узорами, окованную серебром люльку и раскуривал. Казаки затягивались из нее по очереди, передавая из рук в руки. При этом каждый высказывал свою мысль по обсуждаемому делу. Таким способом решатись самые сложные проблемы.
Как знать, может, Богун так быстро нашел общий язык с индейцами именно во время общей для казаков и индейцев трубки мира Вирджинского куреня.
Трубка мира в руках Богдана
К началу освободительной войны 1648 года под предводительством
Хмельницкого "обчеська люлька" мира прочно вошла в казацкий быт. И если дела шли совсем туго, гетман приказывал достать ее. Об этом остались свидетельства как украинцев, так и представителей Западной Европы.
В начале 1657 года в гетманскую столицу Чигирин прибыло посольство от шведского короля. Находившийся на той аудиенции пастор Гильдебрандт впоследствии вспоминал, что хотя разговор и происходил на понятной для всех латыни, стороны никак не могли договориться. Начался обед, на котором присутствовали Богдан Хмельницкий с женой Анной, послы и казацкая старшина. После трапезы гетман вначале без энтузиазма побренькач на лютне, а потом отложил ее со словами, которые пастор перевести не смог и записал, как услышал: "Klopci, a deiz lulka?"
Шведам в то время еще был неведом смысл выкуривания "обчеськой" трубки мира, и они не присоединились к ритуалу, который объединял народы по обе стороны Атлантики. Те переговоры завершились для обеих сторон неудачно. Видимо, посланцев шведского короля Карла Густава слишком озадачило требование Хмельницкого признать его власть "на всю стару Русь, де грецька віра існувала і мова ще існує, аж по Віслу". и они отказались курить с таким ненасытным новым властителем Руси.
А послы польского короля Яна Казимира осенью 1648 года были куда более сговорчивыми. Как свидетельствует летописец Григорий Грабянка, делегацию к Хмельницкому возглавил киевский воевода Адам Кисель, поскольку он был с гетманом одной православной веры и хорошо его знал. "И как ни старался Кисель, как ни работал своими медовыми устами, однако гетман, пренебрегая его велеречивостью, не раз обрывач его, приказывал помолчать и только уважая свое старое знакомство с ним, пригласил всех послов к себе на обед и, порешив посмеяться над спесью панской, убрался в дорогое одеяние и поднимал позолоченную чару с обычной горилкой в честь послов польских и в честь жены своей Чаплинской, родом польки, (которая тоже была богато одета и, будто пьяная, как раз растирала и черепке табак для Хмельницкого). Послы, видя такое отношение к себе, поступились линией к речке Горынь и, отложив подписание мирного договора на весну, решили убегать от жестокости гетмана", писал Грабянка.
Побоялось закурить с Хмельницким и польское посольство, очевидно, опасаясь все тех же требований отступить за Вислу. А казаки в который раз убедились в чудодейственной силе своего тютюна. Ведь не раз с его помощью даже черта в пекло изгоняли.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://gorodnya-kozak.forumgrad.com
Alesh
Старшина
Старшина
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Дата регистрации : 2011-05-05
Откуда : мои предки происходят из с. Будище

СообщениеТема: Re: Казаки, трубка, табак    Ср Янв 04, 2012 1:39 am

МинЗдрав предупреждает
Курение опасно для вашего здоровья!
Very Happy
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Lili
Козак
Козак
avatar

Сообщения : 23
Очки : 23
Дата регистрации : 2011-12-22
Возраст : 35
Откуда : Городня

СообщениеТема: Re: Казаки, трубка, табак    Ср Янв 04, 2012 3:01 am

Поддерживаю Alesh. cheers
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Казаки, трубка, табак    

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Казаки, трубка, табак
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Городнянское казачество :: Ваша первая категория :: Ваш первый форум-
Перейти: